Выставка «Море волнуется – раз…».
К 205-летию со дня рождения И.К. Айвазовского.
Выставка продлится с 29 июля по 29 августа в отделе музыкально-нотной литературы по адресу: ул. Орджоникидзе, 36, 2-й этаж.
«Никто из художников в России не интересовался на такой высоте трагедией мироздания, мощью и красотой стихийных явлений», — эти слова Александр Бенуа адресовал Ивану Айвазовскому. Из шести тысяч картин, созданных великим художником-маринистом, четыре тысячи изображают море. Айвазовский превосходно изучил его изменчивый облик, тонко чувствуя и мастерски передавая красоту водной стихии во всех ее проявлениях. Шедевры Айвазовского – «Девятый вал», «Георгиевский монастырь», «Среди волн» и многие другие не одно десятилетие будоражат воображение зрителей.
Море вошло в жизнь художника с рождения. Иван Айвазовский появился на свет в июле 1817 года в Феодосии, в семье обедневшего армянского рода, чьи предки переселились в Тавриду из Западной Армении. При рождении будущему художнику дали имя Ованнес Айвазян. В 16 лет он поступил в Петербургскую академию художеств, в класс известного пейзажиста Максима Воробьева. Биография Айвазовского захватила практически весь XIX век. Он был дружен со многими выдающимися людьми своего времени: Брюлловым, Белинским, Гоголем. Судьбоносной для себя Айвазовский считал встречу с Пушкиным. «С тех пор, — вспоминал художник, — и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум и вдохновения».
Наделенный фотографической памятью, Айвазовский обладал абсолютным слухом, с десяти лет играл на скрипке, легко подбирал мелодии. Сохранился автопортрет художника, на котором он изображен с инструментом в руках. Однажды Михаил Глинка услышал, как Айвазовский поет крымские песни, сидя по-татарски на полу, раскачиваясь и придерживая скрипку. Три напева, исполненных художником, композитор включил в оперу «Руслан и Людмила»: один вошел в Анданте в сцене Ратмира в третьем акте оперы, а два использованы в «Лезгинке» в четвертом акте.
Тема «Айвазовский и музыка» объединяет материалы выставки «Море волнуется – раз…», подготовленной отделом музыкально-нотной литературы Воронежской областной универсальной научной библиотеки им. И.С. Никитина к 205-летию со дня рождения художника. В числе раритетов – «Крымские эскизы» Александра Спендиарова памяти Айвазовского в переложении для фортепиано. Сюита написана для симфонического оркестра и состоит из 4-х частей: «Плясовая», «Элегическая», «Застольная», «Хайтарма». В этом произведении Спендиаров запечатлел народные интонации и ритмы, оригинальный колорит многонационального крымского фольклора. Первое исполнение сюиты состоялось осенью 1903 года в Ялте под управлением автора, в том же году она прозвучала в Санкт-Петербурге, затем неоднократно исполнялась в России, Германии, Италии, Франции, Дании, Америке. Ноты экземпляра, принадлежащего Никитинке, выпущены не позднее 1904 года «поставщиком двора Его Императорского Величества» издательством «В. Бессель и К˚». Текст издания опубликован на русском и французском языках.
На выставке можно полистать ноты романсов старшего современника Айвазовского Александра Варламова на морскую тему: «Белеет парус одинокий» на стихи М. Лермонтова, «Взволнуют море непогоды» на стихи В. Свечина. В экспозицию вошла грампластинка с записью музыки непревзойденного композитора-мариниста Клода Дебюсси – «Образы» в исполнении пианистки Татьяны Шебановой.
Пресс-релиз и фото подготовлены библиотекарем отдела музыкально-нотной литературы Е. Фоминой.
6+
Тел. 255-73-02. http://www.vrnlib.ru