Отдел музыкально-нотной литературы

Воронежской областной универсальной научной библиотеки имени И.С. Никитина

Главная / Афиша / «Сказание о святом благоверном князе Александре Невском»

«Сказание о святом благоверном князе Александре Невском»

800-летию со дня рождения государственного деятеля и полководца Александра Невского посвящается

Премьера цикла для голоса и фортепиано

«Сказание о святом благоверном князе Александре Невском»

(музыка Ксении Маниной, слова Светланы Гореловой)

27 июля 2021 года в Воронежской областной универсальной научной библиотеке имени И.С. Никитина состоялась премьера цикла для голоса и фортепиано «Сказание о святом благоверном князе Александре Невском», приуроченная к 800-летию со дня рождения государственного деятеля и полководца Александра Невского и Дню Крещения Руси. Событие благословил Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий.

Открыл мероприятие председатель отдела по культуре Воронежской епархии священник Виталий Тарасов, обратив внимание присутствующих, что для православной культуры Александр Невский, в первую очередь, является святым. Что в наши дни православная культура привлекает к себе всё большее внимание. В этой многогранной просветительской деятельности важное место занимает православное музыкальное направление.

Далее Ксения Манина коротко рассказала об истории создания цикла, об исторических датах, которые упоминаются в произведении, о том, что произведение нашло своего исполнителя в лице певицы Ларисы Старожиловой. Образовательный проект «Сказание о святом благоверном князе Александре Невском» – это попытка автора музыки показать пример жизни святого благоверного князя Александра Невского, раскрыть историю Александро-Невской Лавры, связанную с именем святого, посредством красоты мелодии, классической гармонии, привить аудитории, как детской, так и взрослой, образцы высокого музыкального искусства.

Цикл для голоса и фортепиано состоит из одиннадцати песен. Текст написан Светланой Гореловой на основе жития благоверного князя и истории Александро-Невской Лавры.

Первое произведение «Восходит солнце» написано в форме былины, повествующей о рождении князя Александра, как восход солнца перед тяжёлыми годами, выпавшими на долю Отечества.

Второй номер «Битвы» начинается с субдоминанты, что придаёт ощущение постоянного движения, маршеобразный ритм, скандирующая мелодия в голосе подчеркивают характер князя, его решимость и отвагу.

«Последний поход» написан в умеренном темпе в соль миноре. Сначала звучит аккордовое сопровождение, потом фактура в правой руке – триолями. Это придаёт характер внутренней скорби и в то же время пульса времени.

Следующее произведение «Заходило солнце земли русской» написано на слова митрополита Кирилла: «Солнце земли русской закатилось!». Аккомпанемент написан шестнадцатыми, что передаёт взволнованность чувств. Эта эмоция усиливается эффектом звуковой волны, передающейся от низкого регистра к верхнему и наоборот.

«Становление Александро-Невской Лавры» открывает новую страницу цикла. Тональность ля мажор несёт радость и восторженность. Идея Петра – построить столицу на Неве – это масштабный замысел. Музыка раскрывает характер планов царя.

«Начало монастыря» – это жанр песни сказителей на гуслях, странников, бродячих лириков. Тональность ми мажор помогает услышать величие будущего монастыря.

«Перенесение мощей» – один из центральных эпизодов – написан в ля мажоре, как и «Становление Александро-Невской Лавры».

«Солнце взошло над святым Петроградом» напоминает начало романса П. И. Чайковского «День ли царит», движение вниз, потом вверх в ми мажоре, атмосфера радости, безмятежности, восторженности.

«Испытание 1917 г.». Несмотря на объединяющее начало всего цикла, контраст между частями постоянно присутствует. Это придаёт оттенок обречённости, боли и скорби.

Неожиданный взлёт мелкими шестнадцатыми в соль миноре, быстрый темп неожиданно пробуждает и даёт надежду. Начинается в соль миноре «Тысячелетие крещения Руси». Та самая тональность, которая открывала цикл. Именно благодаря этому историческому событию стало возможным возращение святых мощей в Лавру.

«Русская Пасха» звучит в четырёхдольном размере, хотя верхний регистр звучит триолями. Глубокие басы и равномерные четверти придают ощущение спокойствия и умиротворения.

Данный вокальный цикл был больше похож на моноспектакль, поскольку каждая часть произведения сопровождалась рассказом о предстоящем событии и демонстрацией слайдов из компьютерной презентации, и воспринимался зрителями как понятный и высокохудожественный материал.

Пост-релиз подготовлен заведующей отделом музыкально-нотной литературы Анциферовой Мариной Евгеньевной с использованием материалов Ксении Маниной.

Тел. 255-73-02.

Фото А. Рягузовой.

http://www.vrnlib.ru