Отдел музыкально-нотной литературы

Воронежской областной универсальной научной библиотеки имени И.С. Никитина

Главная / Музыкальный календарь / Рихтер, Святослав Тиофилович — один из крупнейших пианистов XX века, чья виртуозная техника сочеталась с огромным репертуаром и глубиной интерпретаций. Основатель ряда музыкальных фестивалей, включая «Декабрьские вечера» в ГМИИ им. Пушкина. Народный артист СССР (1961). Герой Социалистического Труда (1975). Лауреат Ленинской (1961), Сталинской (1950) и Государственных премий РСФСР имени Глинки (1987) и России (1996). Первый в СССР обладатель премии «Грэмми» (1960)

Рихтер, Святослав Тиофилович — один из крупнейших пианистов XX века, чья виртуозная техника сочеталась с огромным репертуаром и глубиной интерпретаций. Основатель ряда музыкальных фестивалей, включая «Декабрьские вечера» в ГМИИ им. Пушкина. Народный артист СССР (1961). Герой Социалистического Труда (1975). Лауреат Ленинской (1961), Сталинской (1950) и Государственных премий РСФСР имени Глинки (1987) и России (1996). Первый в СССР обладатель премии «Грэмми» (1960)

20 марта 1915, Житомир,Волынской губернии,Российской империи — 1997, Москва, Россия. Он был живой легендой, а родилась она так. В 1941 году Прокофьев попросил сыграть его Пятый концерт: в собственном исполнении он не имел никакого успеха. Рихтеру было 26. Спустя два десятилетия он впервые выступил в Карнеги-холл, ему уже 46. В обоих случаях был эффект разорвавшейся бомбы, после которого никому, ничего и никогда не надо было доказывать.
Рихтер отрицал какой бы то ни было распорядок, играл, где и когда заблагорассудится, отменял выступления, потому что не было вдохновения, на ходу заменял программы. Он то давал серию концертов, о которых вспоминали спустя десятилетия, то пропадал на целые месяцы. Однажды поехал на дачу на машине, а исчез на полгода: решил махнуть на Дальний восток и в Сибирь. В результате – импровизированные гастроли (почти 100 концертов!). У него было 80 сольных программ. Святослав Рихтер играл со всеми крупнейшими дирижерами ХХ века, но любил двоих – Вацлава Талиха и Карлоса Клейбера.
Он не любил говорить, не любил журналистов и всегда был мишенью для слухов. «Я обрел свободу, замкнувшись в себе», – написал Рихтер в своем дневнике.
В последние годы жизни Рихтер из-за болезней часто отменял концерты, но продолжал выступать. Во время исполнения по его требованию на сцене была полная темнота, и лишь ноты, стоящие на пюпитре фортепиано, освещались лампой. По мнению пианиста, это давало публике возможность сконцентрироваться на музыке, не отвлекаясь на второстепенные моменты.