Музыкально-просветительская викторина «В сердцах людей “дьявол с богом борется”»
Музыкально-просветительская викторина
Дорогие друзья!
Дистанционная музыкально-просветительская викторина ««В сердцах людей “дьявол с богом борется”»: музыка в жизни Ф.М. Достоевского и музыка его произведений в сочинениях российских и зарубежных композиторов», посвящённая 200-летию со дня рождения писателя, проводилась с 11.10.2021 по 11.11.2021 года. В викторине приняли участие жители Воронежа и Воронежской области.
По итогам викторины определены победители:
I место – Тонких Нина Владимировна
II место – Прасолова Ирина Владимировна
Победители получат именные дипломы и ценные подарки.
Поздравляем победителей викторины.
Огромное спасибо всем участникам, пытавшимся ответить на непростые вопросы.
Правильные ответы на вопросы викторины
Первый уровень сложности
- Назовите любимых композиторов Достоевского.
Ответ. В годы пребывания за границей одной из немногих радостей для Достоевского была музыка, особенно дорогих его сердцу Моцарта и Бетховена.
- Назовите любимое музыкальное произведение зарубежного композитора писателя.
Ответ. Опера Бетховена «Фиделио». (Подтверждение этому можно найти в воспоминаниях А. Г. Достоевской).
- Достоевский с большой симпатией относился к немецким композиторам, однако в любом правиле находится исключение. Назовите имя этого «исключения».
Ответ. Достоевский не любил музыку Вагнера. Он сравнивал композитора с Бисмарком. По-видимому, творения Вагнера у писателя ассоциировались с экспансивной политикой Пруссии.
- Назовите любимое музыкальное произведение отечественного композитора у писателя.
Ответ. «Руслан и Людмила» Глинки. Известно, что это одно из самых сильных эстетических впечатлений писателя
- Опера С. Прокофьева по мотивам романа «Игрок» имеет две редакции. Вторая редакция увидела свет в 1927 году. Либретто в ней переведено на французский язык. Назовите имя переводчика.
Ответ. Поль Спаак (Пауль Спак).
- Последней оперой чешского композитора Леоша Яночека стала опера «Из мёртвого дома». Назовите место первой постановки этого произведения. Подсказка: данный город является побратимом Воронежа.
Ответ. Брно.
- Много внимания общественной роли искусства, в особенности музыки, уделялось в кружке петрашевцев. Петрашевский полагал, что музыка – это не праздная забава или развлечение, а важная часть сферы жизни общества. Однако не все соратники были с ним согласны. Среди них был и Достоевский. Какой он видел музыку?
Ответ. В те годы Достоевский придерживался романтического мировоззрения, а потому считал, что музыка как искусство, способное отразить все явления действительности в полной мере, немыслима. Писатель считал, что музыка – это, прежде всего, выражение чего-то глубоко личного.
- Музыка является важной частью «Преступления и наказания». Она не просто фон, она – фактически отдельное действующее лицо в тексте. Приведите несколько музыкальных примеров из романа.
Ответ. Музыка в романе выражает внутреннее состояние героев романа. Одинокого Раскольникова тянет в трактир к орущим песни людям; обезумевшая Катерина Ивановна заставляет петь и плясать детей на улице; хочет забыться с помощью песни Свидригайлов в большом зале трактира «при криках отчаянного хора песенников».
- Критики полагают, что по духу среди русских композиторов к Достоевскому ближе всех Мусоргский, который также говорил о судьбах униженных и оскорблённых. Однако из членов Могучей кучки творчеством писателя больше прочих коллег интересовался другой композитор. Назовите его имя.
Ответ. Ц. Кюи. Композитор, несмотря на то что предпочитал работать с мелодраматическим материалом, проявлял интерес к роману «Братья Карамазовы».
- Кто работал над музыкой для телефильма «Идиот»?
Ответ. И. Корнелюк.
Второй уровень сложности
- В музыковедении существует такое явление как полифония (от др.-греч. «многозвучие»). Полифония представляет собой вид многоголосия, основанный на одновременном звучании двух или более мелодических линий (или голосов). Творчеству Достоевского внезапно также присуща полифония. Какой из литературоведов обнаружил это? В чём суть данного явления?
Ответ. О полифонизме романов Достоевского писал М. М. Бахтин. Бахтин считал, что художественный полифонизм предполагает «множественность не приведённых к одному идеологическому знаменателю центров – сознаний». Из этого вытекает тезис о самостоятельности героя-субъекта сознания по отношению к автору (т.е. авторская позиция не преобладает над позицией героев).
- Музыкальный вкус Достоевского сформировался не в последнюю очередь благодаря встречам с поэтами, художниками и знаменитыми музыкантами в салонах в 1840-х гг. Кто из владельцев салонов оказал наибольшее влияние на музыкальные предпочтения писателя?
Ответ. В. Ф. Одоевский. Почитатель Моцарта, Бетховена, Глинки и Берлиоза, он был автором «Русских ночей» — книги, которую хорошо знал Достоевский, взявший из неё эпиграф к «Бедным людям». «Русские ночи» поспособствовали более глубокому пониманию писателем творчества немецких композиторов (например, Баха, Бетховена).
- Достоевский мог создавать характеристику героя через его отношение к искусству, в частности, к музыке. Приведите пример из романа «Бесы».
Ответ. В подготовительных материалах к роману «Бесы», где Достоевский разрабатывал характеристику Нечаева, есть интересные наброски диалогов. Нечаеву рассказывают о романе «Что делать?», в котором представлена картина концертов, перед которыми «Бетховен – букашка». Герой отвечает, что романа не читал и что сочинитель не дошёл «до главной точки». По его мнению, музыка не нужна, так как искусство развращает («необходимо лишь необходимое»).
- В молодости Достоевский обожал оперу. Следы этого увлечения можно обнаружить в его прозе, например, в рассказе «Чужая жена и муж под кроватью»: «Нужно заметить, что в то время процветали две партии и каждая стояла за свою примадонну». О каких партиях идёт речь?
Ответ. Речь о «партиях» двух примадонн – Терезы де Джули Борси и Эрминии Фреццолини. Достоевский был ярым «борсистом». Он считал Фреццолини «куклой с хорошим голосом», которая «мяукает, словно беленькая кошечка, колыбельную песенку».
- Назовите первое музыкальное произведение по мотивам произведений Достоевского.
Ответ. Опера «Ёлка» композитора В. И. Ребикова. В её основу легли рассказ Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке» и сказка Андерсена «Девочка со спичками».