Львов, Николай Александрович — один из самых ярких и разносторонних представителей Русского Просвещения: музыкант, архитектор-палладианец, график, поэт, переводчик
15 мая 1751, имение Никольское-Черенчицы близ Торжка, ныне Тверской области — 22 декабря 1803 (3 января 1804), Москва
Будучи одаренным музыкантом, душою домашних концертов и спектаклей, Львов (по словам Державина) «особенно любил русское природное стихотворство», т.е. крестьянскую песню. Песенный фольклор с пестрыми вкраплениями народного арго составляет речевую основу его комической оперы Ямщики на подставе (музыка Е. И. Фомина; 1787) – первой в России хоровой оперы. Среди других текстов Львова, рассчитанных на музыкальное исполнение, выделяется «героическое игрище» (или «ирои-комическая опера») «Парисов суд» (1796), сочетающее античную мифологию с чертами русской «простонародной» пасторали.
Выдающееся творение Львова – это «Собрание народных русских песен с их голосами» (1790), изданное им вместе с чешским композитором Иваном Прачем (1790), – в сопровождении львовского трактата «О русском народном пении», где автор впервые указал на многоголосный характер русского пения. Мелодии этого сборника позднее нашли отражение в творчестве ряда композиторов, включая Бетховена и Н. А. Римского-Корсакова. Публиковал также древние летописи (Летописец русский от пришествия Рюрика до кончины царя Иоанна Васильевича, 1792; Подробная летопись России до Полтавской баталии, 1798), тогда же задумал создать Словарь художников и художеств, – который стал бы первой русской арт-энциклопедией, но остался просто замыслом).