Отдел музыкально-нотной литературы

Воронежской областной универсальной научной библиотеки имени И.С. Никитина

Главная / Афиша / «Композитор В.Е. Баснер и его песня ”На безымянной высоте”»

«Композитор В.Е. Баснер и его песня ”На безымянной высоте”»

77-летию Великой Победы посвящается

 

Аудиобеседа №10 из цикла «Композиторы Победы»

Романс «Белой акации гроздья душистые» из кинофильма «Дни Турбиных» обладает огромной силой воздействия на души людей. Поэт М. Матусовский и композитор В. Баснер создали музыкально-поэтический шедевр, который стал самостоятельным произведением, вышел за рамки фильма и вошёл в число самых любимых романсов россиян. В творчестве В.Е. Баснера киномузыка занимала одно из ведущих направлений. В 1955 году режиссёр З. Аграненко обратился к композитору с предложением написать музыку к его фильму «Бессмертный гарнизон» о защитниках Брестской крепости. Просмотрев уже отснятый материал, Баснер сказал: «Буду работать с вами. У меня свои счёты с фашизмом». Для Баснера, учившегося в своё время в Третьем Ленинградском артиллерийском училище, хотя и не ставшим офицером, тема войны, подвига будет одной из главных в его творчестве.

В. Баснер окончил Ленинградскую консерваторию по классу скрипки, играл в эстрадном оркестре Радиокомитета под управлением Н. Минха. На композиторский факультет консерватории его не приняли, заявив, что «композиторских данных [у него] нет!». Но Баснер не смирился с таким решением, ведь он и до сдачи экзаменов по композиции консультировался у Д.Д. Шостаковича и после неудачной попытки поступления продолжал советоваться с ним. Гениального композитора ХХ века он считал своим Учителем. Баснер писал сочинения в разных жанрах: квартеты, произведения для скрипки, романсы, вокальные циклы, инструментальную и театральную музыку. «Баснер от природы был очень эмоциональным человеком. Каждое произведение – личные переживания, чувства, обуревавшие его страсти. Так же и со стихотворными текстами. Понравившиеся ему стихи, отвечавшие его внутреннему состоянию, тут же вызывали у композитора определённые музыкальные ассоциации, давали толчок к созданию художественного образа. “В песне необходимо присутствие электрического заряда, — считал Баснер, — событие или человек, о котором собираешься писать, обязательно должны тебя вдохновлять, зажигать. Ещё непременное требование, предъявляемое лично мной хорошей песне, — это искренность и простота».  

В 1963 году В.Е. Баснер пишет музыку к фильму «Тишина». В фильме должна была прозвучать песня на стихи М. Матусовского. Поэт написал о подвиге 18 бойцов, которые, взяв штурмом безымянную высоту, удерживали её до подхода основных сил. Силы были неравные – 18 красноармейцев против 200 фашистов. В живых останутся только двое, а не трое, как говорится в стихах. «Стихи взволновали Баснера, но песня не получалась». Он написал один вариант музыки, второй, третий, но ни один из них не подходил. Баснер уже решил отказаться от работы над фильмом, но режиссёр В. Басов сказал, что время есть и не надо торопиться отказываться. И, как потом вспоминал Баснер, он вдруг в какой-то момент представил этих 18 сибиряков не как поэтических героев, «а как обычных земных людей, героически сражавшихся на маленьком клочке земли во имя большой цели, во имя общей нашей победы. И неожиданно во мне самом зазвучала мелодия… Так родилась песня “На безымянной высоте”, первая моя песня, которая получила широкое признание».        

Аудиобеседа подготовлена и записана главным библиотекарем отдела музыкально-нотной литературы, заслуженным работником культуры Воронежской области Е.И. Левиной. Аудиозапись песни «На безымянной высоте» предоставлена главным библиотекарем сектора развития А.А. Кухарь. 12+  

Пресс-релиз подготовлен главным библиотекарем отдела музыкально-нотной литературы Левиной Е. И. 

 Телефон 2-55-73-02.  

http://www.vrnlib.ru