Дебюсси, Клод — французский композитор
22 августа 1862, Сен-Жермен-ан-Ле, департамент Ивелин, — 1918, Париж.
Он в 10 лет поступил в Парижскую консерваторию. Учился довольно успешно, хотя как ученик ничем особенным не блистал. Только в 1877 году профессура оценила его фортепианный талант, присвоив вторую премию за исполнение сонаты Шумана.
Систематически изучать композицию Дебюсси начал с декабря 1880 года. За полгода до этого совершил путешествие по Швейцарии и Италии как домашний пианист и учитель музыки в семье богатой русской меценатки Надежды фон Мекк. Лето 1881 и 1882 годов провел под Москвой, в ее имении Плещеево. Здесь Дебюсси познакомился с новой русской музыкой Чайковского, Бородина, Балакирева и близких к ним композиторов.
Вернувшись в Париж, Дебюсси в поисках заработка поступил аккомпаниатором в вокальную студию мадам Моро-Сенти. В это время композитор сочинил несколько изысканных романсов, среди которых оказались такие шедевры как «Мандолина» и «Под сурдинку». Одновременно продолжал свои занятия в консерватории, пытаясь добиться признания и успеха также среди своих коллег, академических музыкантов. В 1883 году Дебюсси получил вторую Римскую премию за кантату «Гладиатор», а в 1884 – Большую Римскую Премию за кантату «Блудный сын».
Римский период не стал для композитора особенно плодотворным, поскольку ни Рим, ни итальянская музыка не оказались ему близки, однако здесь он начал сочинять поэму для голоса с оркестром «Дева-избранница» – первое произведение, в котором наметились черты его творческой индивидуальности. Отбыв первые несколько месяцев на вилле Медичи, Дебюсси отправил в Париж свое первое римское послание – симфоническую оду «Зюлейма», а еще через год – двухчастную сюиту для оркестра и хора без слов «Весна».
В 1890 году Дебюсси начал писать оперу «Родриг и Химена». Однако и эта работа не вызвала у него никакой уверенности в собственных силах и спустя два года была брошена неоконченной. В 1893 году Дебюсси приступил к долгому сочинению оперы «Пеллеас и Мелисанда». А еще год спустя написал симфоническую прелюдию «Послеполуденный отдых фавна», которой суждено было стать своеобразным манифестом импрессионизма. И хотя сам композитор данный термин никогда не любил, именно он считается основоположником этого нового течения в музыке.