Отдел музыкально-нотной литературы

Воронежской областной универсальной научной библиотеки имени И.С. Никитина

Главная / Афиша / Аудиобеседа «Одна любовь в душе моей». Загадка И. Кальмана – человека и композитора

Аудиобеседа «Одна любовь в душе моей». Загадка И. Кальмана – человека и композитора

140-летию венгерского композитора И. Кальмана посвящается.  Слушать

«Имре Кальман. Самое громкое имя в истории оперетты. Можно совсем ничего не знать об оперетте, но не знать “Сильвы” – такого не бывает. И даже когда её оплёвывали и запрещали, объявляя, в зависимости от ситуации, то буржуазным, то мещанским, то нэпмановским произведением, всё-таки её исполняли, ставили, напевали, и не было силы, способной заглушить её мелодии». Более того, историки оперетты вынуждены были признать тот факт, что благодаря «Сильве» и «Марице» советские театры оперетты выполняли финансовый план.

Венгрия – родина И. Кальмана. Венгерские народные мелодии, произведения Ф. Листа, Вторую рапсодию которого он запомнил и спел полностью своим родным в 4-летнем возрасте, воспитывали его как человека и музыканта. Счастливое детство, омрачённое разорением отца, вдруг неожиданно перешло в трудовую юность. Имре, гимназист 5-го класса, вынужден был стать репетитором и учить детей греческому, латинскому языкам, физике и математике. Самое удивительное, что он при этом успевал учить свои уроки и ещё заниматься в музыкальной школе. Потрясение, испытанное им и его семьёй при потере домов, магазинов, домашней мебели, было огромным, бедность вместо обеспеченной прежде жизни. В своих мемуарах Кальман упомянет отдельно пианино, которого он лишился, всё у них отняли за долги, отец был слишком доверчив в отношении своих компаньонов, за это и поплатился. Кальман на всю жизнь запомнил этот урок судьбы, был трудолюбив, настойчив, бережлив и экономен, сумел выработать в себе деловые качества, но в его характере стали преобладать меланхолия и пессимизм.

Дипломы двух высших учебных заведений Венгрии он получил, окончив Академию музыки в Будапеште по классу композиции и юридический факультет университета. Сердце его принадлежало музыке, он обратился к написанию оперетт и здесь его ждал успех. Начался он с оперетты «Осенние манёвры», затем последовали «Цыган-премьер», «Княгиня чардаша» («Сильва»), «Баядера», «Марица», «Принцесса цирка», «Герцогиня из Чикаго», «Фиалка Монмартра». «Уникальная одарённость Кальмана, сочетавшая талант композитора, мастерство драматурга и опыт критика, позволила ему в жанре оперетты сказать новое слово». 

Кальман, получивший классическое музыкальное образование, удивил всех, кто его знал, когда обратился к лёгкому жанру оперетты. В своё оправдание он сказал: «Я знаю, что половина страницы партитуры Листа перевесит все мои оперетты, которые я написал и ещё напишу. Но я знаю также, что эта половина партитурной страницы потребует избранной, элитарной публики, а ведь это лишь незначительная, не делающая погоды, часть той публики, которая ходит в театр. Большие композиторы всегда будут иметь своих почитателей и восхищённых слушателей, но около них, конечно же, могут быть и такие музыканты, которые не гнушаются писать лёгкие, весёлые, остроумные, нарядные и доходчивые музыкальные комедии, классик которых – Иоганн Штраус». Жизнь подтвердила мудрость этих слов классика оперетты И. Кальмана. Беседа расскажет о важных событиях в жизни этой неординарной личности.          

Аудиобеседа подготовлена и записана главным библиотекарем отдела музыкально-нотной литературы, заслуженным работником культуры Воронежской области Е. И. Левиной.

12+  

Пресс-релиз подготовлен главным библиотекарем отдела музыкально-нотной литературы Левиной Е. И. Телефон 2-55-73-02.  

http://www.vrnlib.ru