Отдел музыкально-нотной литературы

Воронежской областной универсальной научной библиотеки имени И.С. Никитина

Главная / Новости / 25.11.24 Аудиобеседа «Праздники и будни в нашей совместной жизни»

25.11.24 Аудиобеседа «Праздники и будни в нашей совместной жизни»

25.11.2024 «Праздники и будни в нашей совместной жизни» Композитор Александр Серов и его жена Валентина Серова – музыкально-общественный деятель, композитор Аудиобеседа из цикла бесед «Семья композитора»  

Году семьи в России посвящается

«“…Музыка для меня есть религия, вера, нравственность – всё!!”. В этих словах Александра Николаевича Серова выражены кредо художника и одновременно девиз всей его жизни. Музыкальный критик, композитор, он нелегко завоевал право всецело посвятить себя служению любимому искусству, встретив на этом пути немало преград. В истории русской мысли о музыке неоспорима выдающаяся роль Серова-критика. Введённые им критерии суждений превратили музыкальную критику в серьёзную науку, способствовали выработке её эстетического фундамента. Он был не только критиком-публицистом, но и страстным просветителем, который стремился всеми доступными средствами поднять уровень музыкальных знаний общества».

Композитор А.Н. Серов – автор трёх опер, которые впервые были поставлены на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Это «Юдифь» (героическая опера на библейский сюжет), «Рогнеда» (на сюжет древнерусского предания), «Вражья сила» (народно-бытовая музыкальная драма на сюжет пьесы А.Н. Островского «Не так живи, как хочется»). Премьеры опер и их последующие постановки в других театрах России прошли с успехом. Незабываемые образы Олоферна («Юдифь») и Ерёмки («Вражья сила») были созданы великим русским певцом Фёдором Шаляпиным. «Серов-композитор вчерне наметил многое, подхваченное и развитое впоследствии. В его творчестве содержатся импульсы, которые по-своему отозвались в самых разных явлениях русской музыки последней трети XIX – первой трети  XX века: в операх Н.А. Римского-Корсакова, в балетах И.Ф. Стравинского, в музыкальном театре Д.Д. Шостаковича». А.Н. Серовым написаны произведения для симфонического оркестра, Трио для скрипки, альта и виолончели, пьесы для виолончели, фортепиано, романсы и песни, сделаны обработки украинских песен.

Отец Александра Серова желал видеть сына юристом, Александр исполнил мечту родителя, окончив Училище правоведения. В училище он познакомился с Владимиром Стасовым – будущим известным художественным и музыкальным критиком, историком искусств, библиографом, общественным деятелем, они стали друзьями. Вскоре после окончания училища он написал Стасову: «Мне досадно, что способности мои так уравновешены, что я могу быть хорош во всём и ни в чём велик… Для того, чтоб увековечить своё имя, чтоб жить в потомстве, надо пожертвовать всем для одного. Ведь односторонность тогда неизбежна, а она мне не по натуре!.. Одно меня утешает… мне кажется, что музыкальность всё-таки преобладает в моей многосторонности…».

Свой выбор Серов всё-таки сделал, избрав призванием и профессией музыку. Отец, считавший музыку блажью, решение сына не одобрил и отказал ему в материальной поддержке, но это уже не могло повлиять на Александра Серова.

В жизни 43-летнего Александра Николаевича Серова произошло важное событие: он женился на 17-летней Валентине Семёновне Бергман – студентке Петербургской консерватории (класс фортепиано). Валентина впервые увидела композитора на представлении его оперы «Юдифь», когда он выходил на поклоны публике. У супругов родился сын, в будущем известный художник Валентин Серов.       

Книги, как источники для беседы: «Александр Николаевич Серов» А.М. Ступеля (1981), «Александр Николаевич Серов» М.Р. Черкашиной (1985), «Жизнь А. Серова» Г.Н. Хубова (1950).

Аудиобеседа подготовлена и записана главным библиотекарем отдела музыкально-нотной литературы, заслуженным работником культуры Воронежской области Е. И. Левиной.

+12  

Пресс-релиз подготовлен главным библиотекарем отдела музыкально-нотной литературы Левиной Е. И.                  

Телефон 2-55-73-02     http://www.vrnlib.ru