Отдел музыкально-нотной литературы

Воронежской областной универсальной научной библиотеки имени И.С. Никитина

Главная / Музыкальное краеведение / Почитать / Краеведение / Виртуальная экскурсия. Музыкальный Воронеж.

Виртуальная экскурсия. Музыкальный Воронеж.

map

Знаете ли Вы, сколько музыки таит в себе Воронеж? Какие люди и мелодии связаны с давно знакомыми местами? Все это и не только Вы сможете узнать из предлагаемой виртуальной экскурсии. Наш маршрут охватит старую центральную часть города: Адмиралтейскую площадь, подъем к главному корпусу ВГУ, площадь Ленина, а затем значительную часть проспекта Революции (Большой Дворянской) до Первомайского сада. Итак, устройтесь поудобнее, и мы начинаем…

Первые сведения о звучании светской музыки в Воронеже относятся к концу XVII столетия. Приехав в 1696 году в Воронеж для строительства военного флота, царь Петр привез с собой и хор «государевых певчих дьяков». Вскоре после приезда царя в Воронеж, на берегу реки возле Успенской церкви (современная Адмиралтейская площадь), появились дома Меншикова, Апраксина и других сподвижников Петра. Вероятно, что, приезжая надолго в Воронеж, они привозили и музыкальные инструменты, чтобы давать по тогдашним обычаям пиры с музыкой и танцами. По свидетельству современников, многие знатные люди в столице к тому времени уже имели в своих домах органы-портативы для танцев и сопровождения пению, а князь Меншиков – целый оркестр из скрипок, басов, труб, трубок, гобоев, флейт и прочих инструментов1.

Можно предположить, что ещё до приезда Петра в Воронеже уже звучали украинские и польские песни и танцы, так как в Острогожске, Коротояке и других местах близ Воронежа находились тогда украинские казачьи полки. Этот факт подтверждает и Корнелий де Бруин, который, описывая жителей Воронежа, говорит, что «нрава они веселого и живут весьма приятно, забавляясь игрой на скрипке и других струнных инструментах»2.

pic01

В течение почти всего XVIII столетия музыка звучала только в домах и усадьбах богатых воронежских помещиков, высших чиновников и военных. Дома эти располагались в том числе и на многочисленных улочках, поднимающихся от правого берега р. Воронеж (ныне Воронежского водохранилища) к современной Плехановской. «Благородные любители» музицировали в домашней обстановке, в тесном кругу друзей. В повседневный быт города музыка начала входить лишь в последние годы XVIII века, когда в Воронеже появился театр и были открыты средние учебные заведения для детей дворян и чиновников, в которых наряду с общеобразовательными предметами преподавалась музыка. pic02 Частные «благородные пансионы», представлявшие собой небольшие школы-интернаты преимущественно для дочерей помещиков, предлагали обучение музыке, пению и танцам. И хотя преподавание обычно не поднималось выше уровня дилетантского музицирования, плата за обучение музыке составляла около 100 рублей в год – половину годового жалования мелкого чиновника3.

 

Есть также сведения, позволяющие предполагать, что многие обучавшиеся в духовной семинарии также проявляли немалый интерес и к светской музыке. В стенах Воронежской семинарии любовь к музыке приобрел известный поэт И.С. Никитин (1824-1861). В конце 1850-х гг. Иван Саввич неоднократно участвовал в организации и проведении в городе литературно-музыкальных вечеров. Открывая в начале 1859 года свой книжный магазин-библиотеку, он устроил в нем (впервые в Воронеже!) и специальный музыкальный нотный отдел4.

pic03

В наши дни музыкально-нотный отдел Воронежской ОУНБ им. И.С. Никитина является одним из активнейших участников музыкальной жизни города. Чтобы ознакомить пользователей с фондом отдела, оформляются выставки, посвящённые знаменательным датам в жизни и творчестве выдающихся композиторов, крупным музыкальным событиям нашей страны. Сотрудники отдела всегда уделяют большое внимание работе с молодежью: выходят с лекциями, обзорами литературы о выдающихся музыкантах. За последние два года мы неоднократно побывали с мероприятиями в Воронежском филиале Московского социального университета; в гимназии им. А. Кольцова, в общеобразовательной школе № 11; в Семилукском государственном технико-экономическом колледже, в Каширской центральной районной библиотеке и даже в Михайловском кадетском корпусе. Концерты в Музыкальной гостиной «Импровизация» занимают одно из важнейших мест в системе эстетического воспитания, просвещения населения. В роли артистов выступают как учащиеся ДШИ, колледжа им. Ростроповичей и другие молодежные коллективы, так и признанные мастера сцены: ансамбль «Юные балалаечники» под руководством заслуженного деятеля искусств РФ И.В. Иншакова, ансамбль «Русская гармонь» под руководством заслуженного деятеля искусств РФ М.В. Ефименко.

Из окон библиотеки открывается прекрасный вид на театр оперы и балета — речь о нем ещё впереди. Сначала нужно пересечь площадь Ленина, которая отнюдь не стоит в стороне от музыкальной жизни города. Музыкальная история площади условно может вести отсчет от закладки мраморной доски на месте будущего памятника В.И. Ленину 24 октября 1939 года. В рамках этого торжественного события был исполнен Интернационал, гимн СССР с 1922 по 1944 гг. 7 ноября 1941 года, через год после открытия памятника, в очередную годовщину pic04pic05 Октябрьской революции, на тогдашней площади 20-летия Октября состоялся военный парад. Под звуки бравых маршей колоннами прошли измученные боями и потерпевшие неудачу на Украине войска Юго-Западного фронта. После войны здесь регулярно проводились митинги и демонстрацииi. В последние двадцать лет площадь Ленина – центр всех народных гуляний, место выступления приглашенных звезд. Например, в рамках празднования Дня Города в 2011 году мы увидели:

  • Роту специального караула Президентского полка;
  • Президентский оркестр;
  • Образцовый оркестр Военно-морского флота;
  • Роту почетного караула ВАИУ;
  • Ансамбль барабанщиц института ФСИН;
  • Солистов московских театров и симфонического оркестра театра оперы и балета.

pic06

Вот мы и пересекли площадь Ленина под звуки маршей, лирических и танцевальных композиций и можем полюбоваться театром оперы и балета. Воронежский театр оперы и балета прошел большой путь становления. В сентябре 1931 года в нынешнем здании Филармонии начал работать театр музыкальной комедии, организованный на базе коллектива содружества  профессиональных артистов, которым руководил талантливый организатор, режиссер и актер Лазарь Аркадьевич Лазарев. В 1958 году состоялся творческий отчет театра в Москве. Он прошел успешно, получил высокую оценку зрителей и музыкальной общественности столицы. Решение о реорганизации театра музыкальной комедии в Музыкальный театр было принято в 1960 году. Первым спектаклем, ознаменовавшим рождение нового театра на воронежской земле, стала опера П. Чайковского «Евгений Онегин», поставленная первым главным дирижером театра В. Тимофеевым. Премьера состоялась 25 февраля 1961 года. Эта дата  — день рождения театра. Спектаклем «Лебединое озеро» начала свой путь в большое искусство балетная труппа, которую возглавила талантливый балетмейстер Т. Рамонова.

Период творческого становления молодого коллектива связан с именем народного артиста РСФСР, лауреата Государственных премий Анатолия Алексеевича Людмилина – прекрасного дирижера, чуткого педагога и талантливого организатора. Он создал в театре основы классического оперного и балетного репертуара, неоднократно обращался к произведениям современников. Под его руководством было поставлено более 10 спектаклей, в том числе «Аида», «Риголетто», «Травиата» Дж. Верди,»Кармен» Ж. Бизе, «Тоска» и «Чио-Чио-Сан» Дж. Пуччини, «Пиковая дама» П.Чайковского, «Демон» А. Рубинштейна, «Луд Гидия» болгарского композитора П. Хаджиева, «Огненные годы» А. Спадавеккиа. Со дня открытия на сцене театра поставлено более 200 спектаклей, в том числе весь популярный классический оперный и балетный репертуар. С первых лет работы театр считал важной задачей при формировании репертуара органичное сочетание классических традиций с современными тенденциями музыкального и театрального искусства.

Сегодня в репертуаре театра более 40 названий – русская и зарубежная классика, произведения наших современников. В театр ежегодно приходят молодые исполнители – выпускники Воронежской академии искусств и консерваторий страны – в оперную труппу, Воронежского хореографического училища – в балет, Воронежского музыкального училища  им. Ростроповичей – в оркестр и хор театра. Обширна география гастролей театра. Искусству воронежцев аплодировали в Германии, Испании, Чехии, Польше, Австрии, Финляндии, США, Японии, странах Африки6.

pic07

После спектакля так приятно прогуляться в соседнем Кольцовском скверике, обдумать и обсудить постановку! С ним связано много интересных событий, и в том числе музыкальных. Чего стоит замена в 1977 году фонтана, находившегося в сквере с конца XIX века, на цветомузыкальный, один из первых в стране с синхронизацией потоков воды и цвета подсветки в зависимости от ритма музыки.

pic08

Хозяин сквера — Алексей Васильевич Кольцов, чей мраморный бюстик на высоком пьедестале удачно вписывается в общую панораму. Благодарные земляки поставили его в октябре 1868 года7.

Первые публикации у молодого поэта были анонимными — 4 стихотворения в 1830 году. Под своим именем Алексей Кольцов опубликовал стихи в 1831 году, когда Н. В. Станкевич, известный поэт, публицист и мыслитель опубликовал его стихи с коротким предисловием в «Литературной газете». В 1835 году  вышел первый и единственный при жизни поэта сборник — «Стихотворения Алексея Кольцова». Главными темами его поэзии были размышление над извечными проблемами бытия и изображение крестьянской жизни, соответственно были избраны и жанры – «дума» и песня.

Именно песни считаются высшей точкой творчества А.В. Кольцова. Порывы к воле, тоска по молодости, любовь в различных её проявлениях, крестьянский труд – вот основные темы его песен. Все эти произведения проникнуты бодростью, несокрушимой энергией, готовностью до конца биться с жизненными затруднениями. Заслуга Кольцова состоит прежде всего в том, что он показал полную палитру чувств крестьянина, сделал его полноправным героем своих произведений. Многие песни были положены на музыку М.А. Балакирева, А.С. Даргомыжского, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова и других8.

pic09

Из Кольцовского сквера мы нырнем в арку к Пушкинской улице и увидим мемориальную табличку. Она сообщает, что здесь расположена квартира, где с 1958 по 1997 г. проживала советская певица, ведущая солистка Воронежского русского народного хора, собирательница и автор многих песен, частушек и припевок, народная артистка СССР, Герой социалистического труда и почётный гражданин г. Воронежа Мария Николаевна Мордасова и её муж, заслуженный артист РСФСР Иван Михайлович Руденко. Открытие «Музея-квартиры М. Н. Мордасовой» состоялось 24 мая 2005 года. В экспозиции показан творческий и жизненный путь певицы. Выставлены предметы быта, произведения искусства, концертные костюмы, письма, фотографии, документы, записи песен и частушек, музыкальные инструменты9.

pic10

Продолжим нашу экскурсию прогулкой по проспекту революции. Первое, что привлекает внимание, — розовое здание с диковинными фигурами, расположенное сразу за Центральным дворцом бракосочетаний. История здания с двумя сфинксами-грифонами на фасаде начинается в 1908 году, когда почетные граждане Типцевы (Николай, Аркадий, Вера и Петр, все Петровичи) открыли второй в городе электротеатр «Тауматограф». В 1916 г. Народный университет организовал там для детей познавательные лекции с показом картин. После революции кинотеатр переименовали в «Комсомолец». В 1943 г. после восстановления здания в нем продолжили показ идеологически выдержанных фильмов, правда, недолго. Вскоре там поселился Театр музыкальной комедии. И только в 1961 г. здание переходит в ведение Филармонии10.

Филармония, как государственная организация, создана в октябре 1937 года и является ярким, умелым и динамичным пропагандистом всего лучшего, что появляется в музыкальном искусстве. Коллективы филармонии, числом более 15, объединили замечательных артистов камерных, классических, народных и эстрадных жанров. Своим творчеством они стремятся привлечь внимание самых требовательных слушателей: эстрада, джаз, современные интерпретации фольклорной культуры, литературные программы – всё это уже давно стало реальностью филармонической повседневной жизни11.

Воронежский академический симфонический оркестр был создан в 1925 году. Это крупнейший коллектив, определяющий лицо Воронежской филармонии. Его основателем и первым главным дирижером был Д.В. Ахшарумов. К числу крупнейших художественных достижений оркестра относятся циклы, в которых были исполнены все симфонии Л. Бетховена, Й. Брамса, П. Чайковского, С. Рахманинова, Д. Шостаковича, С. Прокофьева. pic11 За годы исполнительской деятельности Воронежский академический симфонический оркестр завоевал известность и признание на всей территории бывшего Советского Союза и далеко за его пределами. Важную роль в формировании индивидуального художественного облика коллектива сыграли стоявшие за его пультом дирижеры, такие, как Е. Светланов, К. Хачатурян, Ф. Мансуров и другие. С оркестром выступали музыканты – звезды мировой величины: С. Рихтер, М. Ростропович, Д. Ойстрах, В. Спиваков, Ю. Башмет и другие. С 1972 года главным дирижером и художественным руководителем оркестра стал народный артист России Владимир Вербицкий. Оркестр неоднократно принимал участие во всероссийских и международных конкурсах и фестивалях, стал лауреатом 1-й премии радиоконкурса «Орфей» (2002 год). В концертном сезоне 2010-2011 оркестр отметил свое 85-летие12.

pic12

Воронежский Молодежный Симфонический Оркестр был создан 29 ноября 2004 года. Основу этого коллектива составляют молодые музыканты – студенты и выпускники ВМУ им. Ростроповичей, Воронежского Музыкального Колледжа, ВГАИ. Главный дирижер – заслуженный артист РФ Юрий Андросов. В 2009 году ВМСО стал Региональным отделением Московского Межрегионального благотворительного общественного фонда «Новые имена» и членом Союза концертных организаций России. Оркестр выступал с дирижерами Мичиёши Иноуэ, Жаком Моро, а также с заслуженным артистом России Д. Мацуевым в качестве солиста. Проехал с гастролями по городам Франции в рамках года России во Франции и года Франции в России13.

pic13

Филармония является домом и для ряда других творческих коллективов: ансамбля «Отрада», ансамбля русской музыки и танца «Балалайка», ансамбля казачьей песни «Держава», Воронежского мужского хора «Православная Русь», губернаторского эстрадно-духового оркестра, театра поэзии «Элегия», ансамбля «Воронежские солисты», струнного квартета Воронежской Филармонии14.

pic14

Вокальный ансамбль «Воронежские девчата» был создан в 1966 году в Воронежской филармонии известным русским композитором К. Массалитиновым и директором филармонии М.А.Голынкер. За эти годы самобытный коллектив стал лауреатом многих международных, всесоюзных и всероссийских конкурсов, получил широкую известность в России и во многих странах, где неоднократно гастролировал. С 1977 года ансамблем руководит известный музыкант, талантливый композитор, профессор, народный артист РФ Ю. Романов. Его обработки народных песен оригинальные сочинения составляют основу репертуарного фонда «Воронежских девчат». pic15Широкий вокальный диапазон, отличные исполнительские данные артисток позволяют петь несколько концертных программ — от русского хорового фольклора до сложных сочинений современных композиторов15.

 

pic16

Константин Ираклиевич Массалитинов (1905—1979) — советский композитор и хоровой дирижёр, собиратель и пропагандист русской народной песни, лауреат Сталинской премии второй степени (1949), народный артист СССР (1975). pic17 Уроженец Воронежа, он стал не только основателем ансамбля «Воронежские девчата», но и художественным руководителем (до 1964 года) Воронежского русского народного хора. Сейчас – Государственный академический Воронежский русский народный хор им. Массалитинова16.

 

pic18

Напротив Филармонии яркими афишами днем и загадочной подсветкой по вечерам привлекает зрителей кинотеатр Спартак. С ним тоже связаны некоторые страницы музыкальной жизни нашего города. История кинотеатра берет свое начало в 1913 году. Почетные граждане города Тер-Паносовы на собственном земельном участке 18 (31) декабря 1913 года открыли электротеатр «Ампир». Тапером, при озвучивании немых фильмов, в «Ампире» можно было встретить знаменитого Зяму Виницкого. После революции уже в переименованном кинотеатре по воскресеньям проходили концерты симфонических оркестров, выступления гастролирующих оперных певцов. Летом в саду у «Спартака» обычно играл концертно-салонный оркестр и устраивались танцы. 20 декабря 1933 года Дмитрий Шостакович впервые посетил Воронеж и в кинотеатре Спартак совместно с симфоническим оркестром исполнил свой «Фортепианный концерт». Спустя более 70 лет, 13 декабря 2006 года, кинотеатр посетил его ученик — Мстислав Леопольдович Ростропович. Маэстро был показан раритетный немой фильм «Новый Вавилон», музыку к которому написал Дмитрий Шостакович. Фильм демонстрировался под аккомпанемент Молодежного симфонического оркестра17.

Проходя по проспекту Революции, или большой Дворянской, невозможно не заметить большой стеклянный «глаз» кинотеатра «Пролетарий». Он открылся во время первой мировой войны, в 1914 году. Однако живая музыка в «Пролетарии» зазвучала совсем недавно: за последние годы доброй традицией стали акустические концерты воронежских рок-групп на втором этаже кинотеатра под общим названием «Без электричества». 

pic20

Перед кинотеатром сидит погруженный в вечные думы И.С. Никитин. Памятник по проекту скульптора И.А. Шуклина был установлен в 1911 году18. Самые ранние из сохранившихся стихотворений И.С. Никитина относятся к 1849 году, многие из них носят подражательный характер. Дебютировал в печати он стихотворением «Русь», написанным в 1851 г., но опубликованным в «Воронежских губернских ведомостях» только 21 ноября 1853 г., то есть уже после начала Крымской войны. Патриотический пафос стихотворения сделал его весьма злободневным и принес известность молодому поэту. Никитин считается мастером русского поэтического пейзажа и преемником Кольцова. Главные темы в поэзии Никитина — родная природа, тяжкий труд и беспросветная жизнь крестьян, страдания городской бедноты, протест против несправедливого устройства жизни.

На слова Никитина написано более 60 песен и романсов, многие — очень известными композиторами (Э.Ф. Направник, В.С. Калинников, Н.А. Римский-Корсаков). Некоторые стихотворения Никитина, положенные на музыку, стали популярными народными песнями. Наиболее известен «Ухарь-купец» («Ехал на ярмарку ухарь-купец…»), подвергшийся, впрочем, в народной версии сокращению и переделке, которые совершенно изменили нравственный смысл стихотворения19.

pic22

На другой стороне улицы, почти напротив кинотеатра стоит дом с адресом: проспект Революции, 49. На месте этого дома в середине 19 века находилась усадьба. В центре возвышался приличного вида и состояния двухэтажный дворянский особняк с мезонином. С фасада его украшали четыре колонны под фронтоном, а со двора была приделана каменная пристройка. pic21 Усадьба принадлежала Герману Федоровичу Столлю. Вскоре он подарил эту недвижимость своей дочери Анне, супруге коллежского асессора Александра Петровича Пуле. Одну из четырех их дочерей звали Матильдой, в домашнем быту – Тюлей. Она была хороша собой, и в нее безумно влюбился учитель музыки Витольд Ганнибалович Ростропович. Великолепный Мстислав Ростроповича, гордость отечественного искусства, — их внук20.

 

pic23

С проспектом Революции связано возникновение коллектива, прославившего Воронеж на всю страну в жанре далеком от классики. «Сектор газа» — культовая советская и российская рок-группа, основанная музыкантом, вокалистом и автором песен Юрием Клинских, более известным под псевдонимом «Хой». Именно на проспекте он познакомился с основателем Воронежского рок-сообщества Александром Кочергой «Ухватом». Датой основания группы считается 5 декабря 1987 года, когда состоялось первое сольное выступление Юрия Клинских с репертуаром будущего «Сектор газа» в Воронежском рок-клубе. Сам Юрий вышел из среды рабочих кварталов с присущими им особенностями и недостатками, которые в текстах «Сектора газа» облекаются в пародийно-ироничную форму. Тексты песен содержат большое количество жаргонной и нецензурной лексики. С 1996 года Клинских попытался несколько изменить стиль группы, однако у представителей музыкальной индустрии и публики «Сектор» продолжал и продолжает ассоциироваться с ненормативной лексикой. Мало кто знает, что 9 мая 1999 года «Сектор газа» выступил на Красной площади с двумя песнями «Пора домой» и «Туман». 4 июля 2000 года Юрий Клинских умер от сердечного приступа21.

Прогуливаясь по Большой Дворянской, невозможно не обратить внимание на благородное трехэтажное здание с узким фронтоном, украшенным лепниной, и пилястрами между окнами. Тем более что из этого здания часто доносятся чарующие звуки классической музыки. Музыкальное училище, а это именно оно, было построено на средства крупного местного мецената Сергея Михайловчиа Сомова, бессменного председателя Воронежского отделения Русского музыкального общества. Закладка фундамента состоялась в сентябре 1912 — 25 марта 1914 училищный корпус был открыт. В послереволюционные годы в нем размещалось уже не училище, а консерватория. Позже, в тридцатые годы, прежняя консерватория именовалась музтехникумом. Независимо от смены названий, музыкальное учебное заведение было одним из центров культурной жизни города: в актовом зале нередко проходили литературно-музыкальные вечера, преподавали даровитые музыканты, параллельно занимавшиеся исполнительской деятельностью.

К примеру, Карл Карлович Шваб, окончивший в Штутгарте консерваторию сразу по трем специальностям: композиция, фортепиано, флейта. Ссыльный Осип Мандельштам, для которого Шваб устраивал в этом здании маленькие персональные концерты, посвятил приятелю один из своих лирических шедевров – стихотворение «Флейты греческой тэта и йота…». С этим здание многое связано в биографии известного композитора и пропагандиста русского народного пения К.И. Массалитинова. Тут он учился (окончил техникум как пианист), руководил Производственным концертным ансамблем, встречался с творческой молодежью. Сейчас там работает дочь композитора Наталья Константиновна.

pic24

Теперь в здании бурлит обычная жизнь музыкального учебного заведения. С февраля 2002 года училище стало носить имя музыкальной династии Ростроповичей. Идея родилась не беспричинно. Витольд Ганнибалович участвовал в торжествах по случаю закладки этого здания. Его сын Леопольд в сентябре 1922 года дал концерт в зале консерватории. 26 февраля дети Л.В. Ростроповича – Вероника и Мстислав были почетными гостями на празднестве, устроенном в честь присвоения училищу имени Ростроповичей22.

pic26

На другой стороне проспекта Революции, возле Дома Офицеров, стоит теряющийся на фоне многочисленной неоново-яркой рекламы бюстик Митрофана Ефимовича Пятницкого — музыканта, исполнителя и собирателя русских народных песен; основателя и первого художественного руководителя русского народного хора.

pic25

«Народная песня, — говорил он, — эта художественная летопись народной жизни, к глубокому сожалению вымирает с каждым днем… Деревня начинает забывать свои прекрасные песни…»23. И он не остался в стороне от печальной действительности.

В 1902 году М.Е. Пятницкий создал первый ансамбль народной песни. С 1903 года вел научно-этнографическую работу: посетил много деревень, записал много песен от крестьян и опубликовал в 1904 году сборник «12 русских народных песен (Воронежской губернии Бобровского уезда)». Кроме того, он собрал коллекции народных инструментов и костюмов.

pic27

В 1910 году М. Е. Пятницкий создал хор из народных певцов Воронежской и Рязанской губерний, который впоследствии был назван его именем. Первое выступление хора состоялось 2 марта 1911 года в Москве в зале Благородного собрания. До 1917 года коллектив был самодеятельным, затем его деятельность была поддержана Советским правительством. С начала 20-х годов хор вел большую концертную деятельность не только в Москве, но и по всей стране. Митрофан Ефимович был бессменным руководителем хора до смерти 21 января 1927 года. С начала 30-х годов коллектив возглавил народный артист СССР, лауреат Государственных премий В. Г. Захаров. 9 мая 1945 года хор был одним из основных коллективов в празднествах великой Победы в Москве, а затем стал одним из первых, получивших право представлять страну за рубежом. Он познакомил со своим искусством каждый уголок страны, побывал более чем в 40 странах мира. Современный Государственный академический русский народный хор имени М.Е. Пятницкого представляет собой сложный творческий организм, состоящий из хоровой, оркестровой, балетной групп с художественно-административным аппаратом24.

Здание, в котором до недавнего времени располагался гарнизонный Дом офицеров, было построено в 1875 году по проекту В. Е. Переверзева для Мариинской женской гимназии — первой казенной женской гимназии в городе. Обучение там было платным, но всесословным. Выпускницы, изучившие русскую грамматику, словесность, закон Божий, историю с географией, арифметику, чистописание и рукоделие, получали право на звание учительницы. 7 ноября 1931 года официально начал свою работу Дом Красной Армии, позже переименованный в Дом Офицеров. Там проводились лекции, политические беседы, выставки, конкурсы, экскурсии, концерты, вечера25.

pic28

Следующий значимый для нас объект музыкально-исторического наследия – «красный» корпус ВГУ. С этим зданием связана история возникновения одного из наиболее популярных воронежских рок-коллективов. Группа «Обе-рек» была создана в 2004 году студентами философского факультета Воронежского Государственного Университета, позже все они защитили кандидатские диссертации и стали преподавателями в родном вузе. «»Обе-Рек» — неологизм, состоящий из двух корней «обе» и «рек» и означающий единство двух измерений: поверхности и глубины реки.  – Объясняют музыканты. —  Река, как и человек, имеет поверхность и глубину. Человеческая поверхность — это наши маски и социальные роли, обыденность, будничность, рутинность. Но есть и глубина, темная, таинственная…» Творчество «Обе-Рек» — это вдумчивые глубокие интеллектуальные тексты, написанные в лучших традициях всегда актуальной русской рок-поэзии. Что касается музыки, то здесь группа считает себя полностью свободной от различных ярлыков и штампов, играя не по правилам и традициям, а так, как того требует их внутреннее ощущение. Это тяжелая, но не лишенная мелодичности музыка, сочетающая в себе альтернативу и мейнстрим26.

pic29

Неразрывно связан в восприятии горожан с «красным» корпусом ВГУ памятник А. Платонову, самому таинственному и неправильному русскому писателю XX века, нашему земляку. Его именем назван претендующий на звание ежегодного фестиваль искусств. Первый Международный Платоновский фестиваль проходил в Воронеже с 4 по 17 июня 2011 года на всех основных культурных площадках города. В рамках фестиваля воронежцы смогли насладиться выступлениями Ивоны Соботка (сопрано), Давида Герингаса (виолончель), Владимира Могилевского (ф-но), Юрия Башмета (альт), Квартета имени Бородина, Фредерика Кемпфа (ф-но), Виктора Третьякова (скрипка), а также ансамбля «Студия Новой музыки» при московской консерватории им П.И. Чайковскогоv. Самым заметным музыкальным событием фестиваля можно считать российскую премьеру спектакля-концерта «Быть Гидоном Кремером».

pic30

Гидон Кремер — одна из самых ярких и неординарных личностей в современном музыкальном мире. Выдающийся скрипач завоевал множество престижных музыкальных  наград: премии Академии Киджи, Эрнста Сименса, а также «Триумф», «Либерти», «Грэмми», и  др. Лауреат Международного  конкурса имени П. И. Чайковского (1970 г.). Он выступал на всех наиболее авторитетных сценах мира, сотрудничал с ведущими оркестрами Европы и США. Его сценическими партнерами были такие выдающиеся музыканты, как Леонард Бернстай, Герберт фон Караян, Валерий Гергиев, Юрий Башмет и не чужой Воронежу Мстислав Ростропович. «Быть Гидоном Кремером» — это уникальный в своем роде спектакль-концерт всемирно известного скрипача и его камерного оркестра «Кремерата Балтика», в котором главные роли отведены музыке и самому Гидону Кремеру. «Быть Гидоном Кремером» — это обращение к вам не только через ноты, но и с помощью слов. <…> Быть Гидоном Кремером — это, по сути, быть… артистом. <…> Я просто один из них, но, говоря о себе, я пытаюсь говорить о других»28.

pic31

Ещё немного пройдемся по центральной улице города и полюбуемся на старый корпус ВГУИТ (бывшей Технологической академии), где до 1917 года в течение полувека располагалось самое престижное в губернии среднее учебное заведение – первая мужская классическая гимназия. Педагоги давали своим питомцам разнообразные и глубокие познания в науках, прививали вкус к серьезной, интеллектуальной работе. Гимназия имела гуманитарный уклон, при всех директорах поддерживался неизменно высокий интерес к театру, литературе, музыке, культивировался порыв к творчеству. Пению и музицированию отроков обучал не кто иной, как Витольд Ганнибалович Ростропович — родоначальник знаменитой музыкальной династииv29.

pic32

Юные гимназисты с удовольствием проводили свободное, а иногда и учебное время в городском саду напротив. После революции он стал называться Первомайским. На сцене летнего театра выступали как именитые гастролеры, так и московские цыгане, чьи концерты давали полный сбор. Вообще музыка часто звучала в саду: полковой оркестр играл в ротонде даже зимой (было специальное помещение – «грелка»), ублажая слух конькобежцев (в центре сада каждую зиму заливали каток). pic33 После пожара 1929 года было выстроено новое основательное здание театра. Там звучали голоса Надежды Обуховой и Антонины Неждановой, а концерты джаз-оркестров под управлением Леонида Утесова и Эдди Рознера произвели полный фурор. После войны на этом месте располагался цирк. В 1990-е годы сад пришел в запустение, и только после того, как епархия взяла его под свое покровительство, в августе 1998 года началось строительство Благовещенского кафедрального собора, названного так в честь первого храма в Воронежеv30. 18 сентября 2011 года собор был освящен Патриархом Московским и всея Руси Кириллом31.

Благовещенский собор является одним из символов фестиваля духовной авторской песни «Ковчег». Звучащие там песни делают доступнее для людей разного возраста вечные ценности жизни — веру, милосердие, доброту, красоту мира и человека, любовь к Отечеству. За годы существования «Ковчега» расширилась география его участников: в Воронеж приезжают авторы-исполнители, музыканты и поэты из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Сыктывкара, Краснодара, а также из стран ближнего зарубежья. На примере «Ковчега» многие города России стали проводить фестивали духовной авторской песни, и это является уникальным духовным движением32.

pic34

Один из организаторов и директор фестиваля Сергей Гребенников – личность яркая и многогранная. Он в одном лице и бард, артист филармонии, мастер спорта по шахматам, выпускник Воронежской православной духовной семинарии, номинант премии «Золотой фонд Воронежской Области» 2002 года, лауреат премии «Живые сокровища славянской культуры» 2003 года, президент Фонда поддержки духовного просвещения и культуры «Служение». Его творчество развивается в контексте духовно-философского осмысления жизни. Песни Сергея Гребенникова пронизаны светом любви и добра, они лиричны и глубоки по содержанию. Он поет о любви, о вере, о жизни, о России, о войне, о родном городе33.

Здесь заканчивается наш музыкально-исторический маршрут. Вы увидели и узнали, сколько музыки таит в себе несколько из сотен улиц Воронежа, какие люди и события были связаны с, казалось бы, до мельчайших деталей знакомыми местами. Что хранят в своей музыкальной памяти другие уголки родного города? Какие мелодии скрыты от нас временем или нашей нелюбознательностью? С этими и другими вопросами, касающимися музыки, Вы можете обращаться в музыкально-нотный отдел библиотеки.

 

1 Воронцов Ю.В. Музыкальная жизнь дореволюционного Воронежа. Исторические очерки. – Воронеж : Изд-во «Левый берег», 1993. С. 6-7.

2 Там же. С. 7.

3 Там же. С. 8-14.

4 Там же. С. 12.

5 Акиньшин А.Н., Ласунский О.Г. Записки старого пешехода. Прогулка по Большой Дворянской – проспекту Революции. – Воронеж : Правдивцев и ко, 2002. С. 302-305.

6 https://theatre.vzh.ru/

7 Акиньшин А.Н., Ласунский О.Г. Записки старого пешехода. Прогулка по Большой Дворянской – проспекту Революции.С. 298-300.

8 Кольцов А.В. Стихотворения. Письма к В.Г. Белинскому. – Воронеж : Центрально-Черноземное книжное издательство, 1984.С. 7-13.

9 https://www.muzeinikitin.vzh.ru/

10 Акиньшин А.Н., Ласунский О.Г. Записки старого пешехода. Прогулка по Большой Дворянской – проспекту Революции.С.308.

11 https://www.musicvrn.ru/

12 https://vsso.musicvrn.ru/

13 https://www.musicvrn.ru/

14 Там же.

15 https://www.devchata.ru/

16 Воронежская историко-культурная энциклопедия / гл. ред. О.Г. Ласунский. – Воронеж : Центр духовного возрождения Черноземного края, 2006.С. 259.

17 https://kinospartak.ru/

18 Акиньшин А.Н., Ласунский О.Г. Записки старого пешехода. Прогулка по Большой Дворянской – проспекту Революции.С. 276-277.

10 Никитин И.С. Стихотворения. Дневник семинариста / И.С. Никитин. – Воронеж : Центрально-Черноземное книжное издательство, 1985.С. 12-14.

20 Акиньшин А.Н., Ласунский О.Г. Записки старого пешехода. Прогулка по Большой Дворянской – проспекту Революции.С. 246-248.

21 https://www.sektorgaza.ru/

22 Акиньшин А.Н., Ласунский О.Г. Записки старого пешехода. Прогулка по Большой Дворянской – проспекту Революции.С. 215-220.

23 https://ru.wikipedia.org/

24 Воронежцы : знаменитые биографии в истории края. – Воронеж : Кварта, 2007.С. 248-251.

25 Акиньшин А.Н., Ласунский О.Г. Записки старого пешехода. Прогулка по Большой Дворянской – проспекту Революции.С. 163-167.

26 https://www.obe-rek.ru/

27 https://www.platonovfest.com/festival/programm

28 https://www.platonovfest.com/programm/37

29 Акиньшин А.Н., Ласунский О.Г. Записки старого пешехода. Прогулка по Большой Дворянской – проспекту Революции.С.55-59.

30 Там же. С. 60-65.

31 https://bks-vrn.ru/index.php?m=201109&paged=3

32 https://www.pravoslavie.ru/jurnal/42280.htm

33 https://www.stihi.ru/avtor/grebennikow

Список использованной литературы:

Акиньшин А.Н., Ласунский О.Г. Записки старого пешехода. Прогулка по Большой Дворянской – проспекту Революции / А.Н. Акиньшин, О.Г. Ласунский. – Воронеж : Правдивцев и ко, 2002. – 352 с.

Воронежская историко-культурная энциклопедия / гл. ред. О.Г. Ласунский. – Воронеж : Центр духовного возрождения Черноземного края, 2006. – 520 с.

Воронежцы : знаменитые биографии в истории края / ред.-сост. Ю.Л. Полевой. – Воронеж : Кварта, 2007. – 520 с.

Воронцов Ю.В. Музыкальная жизнь дореволюционного Воронежа. Исторические очерки / Ю.В. Воронцов. – Воронеж : Изд-во «Левый берег». 1993. – 160 с.

Кольцов А.В. Стихотворения. Письма к В.Г. Белинскому / А.В. Кольцов. – Воронеж : Центрально-Черноземное книжное издательство, 1984. – 359 с.

Никитин И.С. Стихотворения. Дневник семинариста / И.С. Никитин. – Воронеж : Центрально-Черноземное книжное издательство, 1985. – 386 с.

Электронные ресурсы:


https://bks-vrn.ru/index.php?m=201109&paged=3
https://www.devchata.ru/
https://kinospartak.ru/
https://www.pravoslavie.ru/jurnal/42280.htm
https://www.stihi.ru/avtor/grebennikow
https://www.platonovfest.com/festival/programm
https://ru.wikipedia.org/
https://www.sektorgaza.ru/
https://www.musicvrn.ru/
https://vsso.musicvrn.ru/
https://www.muzeinikitin.vzh.ru/
https://theatre.vzh.ru/