Отдел музыкально-нотной литературы

Воронежской областной универсальной научной библиотеки имени И.С. Никитина

Главная / Афиша / Пятницкий Митрофан Ефимович

Пятницкий Митрофан Ефимович

Митрофан Ефимович Пятницкий — музыкант, исполнитель и собиратель народных песен, основатель знаменитого хора, носящего его имя.

Митрофан Ефимович родился 3 июля 1864 года в селе Александровка Воронежской области в семье священника. Его отец был дьяком в местной церкви. После церковно-приходской школы родители отправили сына в Воронежское духовное училище.

Вскоре юноша бросил училище и стал искать свой профессиональный путь. Он изучил бухгалтерское дело и стал работать экономом в духовном училище, в котором раньше учился. В это время, как и в годы учебы, Митрофан Пятницкий уже собирал и записывал народные песни и брал уроки пения у известного музыкального педагога Льва Михайловича Образцова.

В 1896 году Пятницкий прошел прослушивание в Московской консерватории. Его согласились принять на учебу, невзирая на возраст и отсутствие должной подготовительной школы, с условием, что он займет должность эконома в новом корпусе консерватории. Осуществлению этих планов помещала несчастная любовь: накануне свадьбы Митрофана бросила невеста. Немного оправившись, он стал работать письмопроизводителем в лечебнице, где до этого был пациентом. Никогда не оставляя идеи стать профессиональным певцом, Пятницкий стал брать уроки вокала у известного московского педагога Камилло Эверарди.

В 1902 году Пятницкий задумал создать ансамбль народной песни.

В 1903 году стал членом музыкально-этнографической комиссии при Московском обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии. Тогда же Пятницкий активно продолжил уже на новом уровне работу по сбору песен: купил фонограф и стал путешествовать по деревням, записал более 400 народных песен в исполнении самих крестьян.

«Народная песня, — говорил М. Е. Пятницкий, — эта художественная летопись народной жизни, к глубокому сожалению вымирает с каждым днем… Деревня начинает забывать свои прекрасные песни… Народная песня исчезает и её надо спасать».

В 1904 году он издал книгу «12 русских народных песен (Воронежской губернии Бобровского уезда)». Митрофан Ефимович не ограничивался только собиранием песен и инструментальных наигрышей, он собрал большую коллекцию народных инструментов и костюмов. В итоге, эта увлеченность народным музыкальным творчеством приводит Пятницкого к созданию ансамбля народной песни.

Все началось в 1910 году, когда он встретил свою «музу» – 70-летнюю крестьянку Аринушку Колобаеву, обладавшую великолепным голосом и знавшую огромное количество песен. Она выступала с двумя дочерями и внучкой. Постепенно набрались и другие певцы. Так был создан хор из певцов Воронежской и Рязанской губерний.

2 марта 1911 года хор впервые выступил в Москве в зале Благородного собрания и привлек внимание многих деятелей культуры, в том числе Станиславского. Успех пришел сразу, в 1912 году концерты хора проходили уже в консерватории, а песни «как на завалинке» завоевывали все больше поклонников. Хотя конкурентов у хора было тогда немало, и среди них настоящие профессиональные коллективы. Однако выступали они преимущественно в ресторанах (поскольку это приносило в то время наибольшую выгоду), а Пятницкий ресторанами брезговал – он мечтал о высоком искусстве.

С началом Первой мировой войны выступления хора пришлось приостановить – многих хористов забрали в армию. Работая в одной из московских больниц, куда поступали раненые, Пятницкий из их числа создал так называемый «хор инвалидов», с которым продолжал выступать. Но потом началась революция. Лишь в 1919 году Митрофану Ефимовичу удалось вновь сплотить вокруг себя любителей русской песни. Певцы, не имевшие специального образования, обладали хорошим слухом, имели отличные вокальные данные. Хористы, их было уже около 30, часто выступали перед бойцами Красной Армии, в рабочих поселках, деревнях и селах.

Вскоре хор вновь стал известным и популярным, и по его примеру было создано большое количество профессиональных хоров. Пятницкий оставался бессменным художественным руководителем хора до конца жизни. Митрофан Ефимович Пятницкий умер в Москве 21 января 1927 года. В память о нем хор получил имя своего создателя.

В 1956 году в Воронеже впервые состоялся фестиваль песни «На родине Митрофана Пятницкого». С 1986 года он стал проходить на малой родине Пятницкого, в селе Александровка. 17 сентября 1988 года в Воронеже был торжественно открыт памятник Пятницкому. Он находится в сквере рядом с Домом офицеров на Проспекте Революции.

Шли годы, у хора менялись руководители. В основном, это были композиторы: В. Захаров, М. Коваль, В. Левашов. Пятницкий всегда мечтал создать танцевальную группу при хоре. Его мечта сбылась в 1938 году, когда замечательный балетмейстер Татьяна Устинова создала при хоре школу-студию, где обучала всех желающих танцу, а лучших отбирала в танцевальную группу.

В настоящее время хор имени Пятницкого сохранил свое неповторимое творческое лицо, оставаясь научным центром профессионального народного искусства,  а современное выступление хора – это высокое достижение и эталон гармоничности сценического народного искусства. Переосмысление творческого наследия хора позволило сделать его сценическое искусство современным, актуальным для зрителей 21 века. Такие концертные программы как «Я горжусь тобой страна»,  «Россия – Родина моя», «Матушка Россия»,  «…Русь непокоренная, праведная Русь…» — пользуются огромной популярностью у зрителей и в значительной степени способствуют воспитанию россиян в духе любви к своему отечеству.

Хор им. М.Е.Пятницкого является непременным участником всех праздничных мероприятий и концертов Государственного  значения. Он удостоен чести представлять нашу страну на самом высоком уровне за рубежом в рамках встреч глав Государств, Дней культуры России. Хор много гастролирует по стране. Он неоднократно побывал в Европе, посетил Китай и Японию.

«Мы сделаем все, — говорит нынешний художественный руководитель хора Александра Андреевна Пермякова, — чтобы наша звезда не затерялась крошечной пылинкой между других звезд, а навсегда оставалась символом идущего сквозь время немеркнущего непобедимого света вековой Русской культуры. Ее чистоты и подлинной глубинной духовности».